Николай Клюев как литературный редактор вытегорской газеты в 1920 и 1922 годах
1
Произведения Николая Клюева 1919-1923 гг. нередко появлялись на страницах уездной вытегорской газеты («Звезда Вытегры» и «Трудовое слово») не только за его подписью, но также под псевдонимами или анонимно [1]. Часть редакционных материалов того времени, связанных с именем поэта (в том числе автографы нескольких театральных рецензий, напечатанных без подписи), сохранил его друг Николай Ильич Архипов. И среди этих материалов (находящихся теперь в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН) есть не только творческие рукописи самого Клюева...
Обращает на себя внимание, в частности, автограф стихотворения Чумбарова-Лучинского «На позиции», правленый Клюевым, [2] то есть прошедший его литературную редактуру.
Сама эта рукопись Чумбарова-Лучинского имеет такой вид (знаки препинания расставлены нами):
На позиции
Холодно в окопе, злая вьюга воет.
Вдалеке безлесья рвутся недолеты.
Знаю, что погибну, и меня зароют
Здесь же на пригорке, рядом с пулеметом.
Но другой рабочий вдохновенно встанет
На мое дежурство у любимой ели.
Знаю я наверно, что его изранят,
Что его зароют в пуховой постели.
Знаем, что, страдая, гибнем не напрасно:
Вслед идут иные к жизни племена.
Знаем, что на ниве обновленно-красной
Жизни человечной сеем семена.
Клюевская правка стихотворения началась прямо с заголовка, причем из 12 его строк неправлеными остались лишь 3-я и 5-я.
В приводимом ниже выправленном тексте этого сочинения слова, написанные рукой Клюева, выделены жирным шрифтом.
Над окопом вьюга псом бездомным воет.
Ни избы, ни чума. Выстрел над болотом.
Знаю, что погибну, и меня зароют
Под оленьим мохом рядом с пулеметом.
Но другой рабочий вдохновенно встанет,
Как шаман лопарский у священной ели.
Наперед известно, что его изранят,
Закопают в мягкой снеговой постели.
Ведает чужбина: гибнем не напрасно:
Родятся иные к жизни племена.
Знаем, что на ниве ледяной и красной
Огненного мая сеем семена.
Стихотворение «На Мурманском фронте» за подписью Чумбарова-Лучинского было помещено в «Звезде Вытегры» [3]. Сличение этого печатного текста с только что приведенным показывает, что Клюев продолжил правку последних шести строк стихотворения. В итоге они приобрели такой вид:
Наперед известно, что его не станет,
Сгинет он навеки в голубой мятели.
Ведает чужбина: гибнем не напрасно.
Родятся, как волны, роды... племена.
Знаем, что на ниве ледяной и красной
Огненного мая зреют семена.
«Звезды Вытегры» столь радикальную стилистическую правку, по свидетельству современника, – «молодой политработник – был хорошо известен всем воинским частям, оперировавшим на северном фронте. В вологодской газете «Красный Север», в «Олонецкой коммуне», в листовках, выпускаемых для воинских частей, часто можно было встретить его имя». [4]
Рассматриваемое стихотворение было включено автором – в первоначальном виде, но под другим заглавием «В окопе» – в его шестнадцатистраничный сборник «На Севере» (1920). В авторском предисловии к книжечке значилось: «Просьба ко всем редакциям, в руки которых попадает эта брошюрка, не рассматривать ее как что-то претендующее на руководство или признание, а рассматривать как наброски рабочего, перегруженного текущей партийной работой». [5]
Чумбаров-Лучинский вполне мог написать эти самокритичные строки, прочитав в «Звезде Вытегры» не только «свое» (изменявшее и текст, и даже заглавие) стихотворение, но и слова, обращенные к нему еще до публикации его сочинения:
«Петрозаводск. Чумбарову-Лучинскому.
Стих «На Мурманском фронте» печатаем в исправленной редакции. Остальной материал не подходит. Вам, как журналисту, не следовало бы присылать его в таком небрежном виде». [6]
Но осадок от чужого вмешательства в его творчество у молодого поэта все же остался... Думается, как раз с этим непрошеным клюевским вторжением в его «творческую лабораторию» связана реакция Чумбарова-Лучинского на стихи и на само имя Клюева, описанная тем же современником:
«Большое возмущение у Чумбарова-Лучинского вызывали стихи Клюева.
– Это келейник, а не поэт... Как это его можно терпеть в рядах партии? – возмущался Чумбаров-Лучинский.
И когда наконец Н. Клюев был исключен из рядов за мистику и религиозность, (в мае, 1920 г. – С. С.) Чумбаров-Лучинский ликовал». [7]
Те же, кто изучает творчество Николая Клюева, кому дорого каждое слово, написанное его рукой, тоже могут теперь поликовать, но, естественно, по другой причине: ведь описанный здесь случай – это на сегодня пока единственный случай редактирования Клюевым чужого поэтического текста, подтвержденный документально.
2
Несколько лет назад, занимаясь проблемами установления авторства Клюева для некоторых недописанных статей, заметок и рецензий, опубликованных в «Звезде Вытегры» и «Трудовом слове», я обратил внимание на следующие две заметки, помещенные под рубрикой «Местная жизнь». [8]
Привет труженику
Кто из вытегоров не знает, кто не обращался за медицинской помощью в тяжкие дни хвори к добрейшему Николаю Алексеевичу Попову! [9]
Почти три десятка лет мы неизменно видим его в амбулатории и палатах городской больницы.
В ноябре исполняется сорокалетие медицинской деятельности Николая Алексеевича.
Прослужить сорок лет страждущему человечеству – не поле перейти!
Приветствуем уважаемого юбиляра, желаем ему бодрости и крепости в дальнейшем своем ответственном служении.
Вытегра в Октябрьский праздник
Тихо и скромно отпраздновала Вытегра великую годовщину.
«семейным» образом; видно, еще за пять лет не успели привыкнуть к отсутствию жандармской плети.
Празднование началось 5 ноября открытием «Дома Просвещения», устроенного по почину уездного комитета РКП.
После приветственных речей, выяснявших будущую роль нового культурного учреждения, коммунары поделились с присутствовавшими воспоминаниями об октябрьских днях. Теплая товарищеская вечеринка, во время которой гостям был предложен чай и импровизированный концерт, затянулась далеко за полночь.
Следующий день был ознаменован рядом дневных митингов и заседаний в профсоюзах, заключенных 7 ноября в помещении театра торжественным заседанием всех партийных, советских и профессиональных организаций. Празднование годовщины закончилось концертом и спектаклем-митингом.
Отметим отсутствие вкуса и чутья у некоторых концертантов, видимо, не понявших возложенного на них задания – закрепить художественно именины революции. Рекомендуем им на будущее согласовывать свои сценические выступления с темой праздника.
«Рабочий дворец» – опыт коллективной декламации и «Похоронный марш» в музыкальном исполнении талантливого трио бр. Марковых.
На первый взгляд, перед нами – хроникальные заметки, которые мог написать любой из тогдашних вытегорских журналистов... И все же такие словосочетания, как «тяжкие дни хвори», «послужить... человечеству – не поле перейти», «в дальнейшем своем ответственном служении», «... вероятно, скромности ради, не сочли даже нужным...», «... закрепить художественно именины революции» – наводят на мысль, что по этим текстам прошлась рука Клюева, то ли как автора, то ли как редактора
Сопоставляя эти заметки с другими прозаическими миниатюрами из вытегорских газет, атрибутированными нами Клюеву ранее, можно сказать, что «Привет труженику» (близкий по тону и композиции бесспорно клюевской заметке «Юбилей Н. В. Извольского» [10]) большей частью, вероятно, написан самим Клюевым.
Что касается второй заметки, то в целом она более стилистически нейтральна; можно думать, что здесь Клюев провел лишь небольшую редактуру чужого текста.
Разумеется, до тех пор, пока не будет найдено более весомые доказательств степени участия поэта в создании или подготовке к публикации этих текстов, выдвинутые нами предположения та и останутся предположениями... Но обратить внимание на эти сочинения, без сомнения, необходимо.
1 Их тексты опубликованы и прокомментированы в наших работах; 1) Проза Николая Клюева в газетах «Звезда Вытегры» и «Трудовое слово (1919-1921 годы). Проблемы стиля и атрибуции // Русская литература. 1984. №4. С. 136-150; 2) «Где черт валяется, там шерсть остается...»: из публицистики Н. Клюева 1919-1923 годов / (Предисл. к публ.) // Слово. 1990. №4. С. 61-66.
2 ИРЛИ. Р. 1. Оп. 12. Ед. хр. 692.
3 Звезда Вытегры. 1920. 16 марта. №33 (144). С. 3.
4 И(волги)н И. Памяти тов. Чумбарова-Лучинского – первого военкора-поэта // Резец. Ленинград, . 1931, №5. С. 12. Автор этой заметки (его настоящая фамилия – И. А. Трифонов) в 1919-1920 гг. был одним из ведущих сотрудников газеты «Олонецкая коммуна» (Петрозаводск).
6 Звезда Вытегры. 1920. 14 марта. №32 (143). С. 3, раздел «Почтовый ящик».
7 И(волги)н И. Памяти тов. Чумбарова... С. 12.
8 Трудовое слово. Вытегра, 1922. 11 ноября. №23. С. 2.
9 О Н. А. Попове см. также: Казанский И. Сорок лет борьбы // Трудовое слово. Вытегра, 1922. 9 декабря. №31. С. 2.
Субботин С. Николай Клюев как литературный редактор вытегорской газеты в 1920 и 1922 годах // Вытегорский вестник. – №1: Мое бездонное слово. – Вытегра, 1994 с. 66-70