• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • Иванов-Разумник Р. В.: "Природы радостный причастник"

    "Природы радостный причастник"

    (Поэзия Н. Клюева)

    "Сосен перезвон", "Братские песни", "Лесные были", - три тоненькие книжки стихов, - вот пока и все "поэтическое проявление" Николая Клюева.

    Николай Клюев - поэт "из народа", пришедший в нашу сложную "культуру" из далеких архангельских и олонецких лесов. "Культура" часто обезличивает; и вот почему так, сравнительно, много у Н. Клюева стихотворений, принадлежащих не ему, а какому-то общему безликому поэту наших дней.

    Бледна, со взором, полным боли,
    С овалом вдумчивым чела, -

    ведь в этих строках все не свое, чужое, наносное, ведь здесь нет ни малой частицы души Николая Клюева, ведь все это только подделка под шаблон, "общее место" поэзии. И таких общих поэтических мест не мало в стихах Н. Клюева. Даже природу перестает видеть и слышать верный ее сын, когда начинает смотреть на нее из столичных поэтических салонов и кружков. Прислушайтесь к бледным и беспомощно-банальным строкам:

    Холодное, как смерть, равниной бездыханной
    Болото мертвое раскинулось кругом,
    Пугая робкий взор безбрежностью туманной,
    Зловещее в своем молчаньи ледяном...

    Какое бессилие! Бездыханная равнина, мертвое болото, ледяное молчание, туманная безбрежность - ведь это шаблон, ведь все эти резиновые штампы давно истерты, давно продаются оптом и в розницу в любом магазине резиновых изделий! И каким образом мог обмолвиться этими чужими словами тот самый поэт, который, как немногие видит и слышит "сосен перезвон" в храме природы! Или вот еще строки, которые мог бы написать любой современный поэт из "модерна":

    Потянет к загадке, к туманной мечте,
    Вздохнуть, улыбнуться украдкой -
    Задумчиво-нежной небес высоте
    И ивам, лепечущим сладко...

    И таких стихов у Н. Клюева сравнительно не мало; но это только - его дань технической выучке, "культуре"... Когда он говорит:

    Вспомню вечер безмятежный,
    В бликах радужных балкон, -

    то ему, быть может, кажется, что куда как хороши эти "блики"! Но это, повторяю, только дань его "культурному" слову; и едва он уходит прочь от столичных кружков к природе, как сразу находит яркие слова, подлинно поэтические образы. Тут уже не беспомощные "блики", тут -


    Нижет скатную зернь солнцепек;

    не "радужные блики" видит поэт на "балконе", нет, теперь он -

    Бредет зареющей опушкой,
    На сучьях пляшет солнцепек;
    Вон над прижухлою избушкой
    Соловый хохлится дымок...

    Восточная мудрость гласит: "не надо пить всей чаши, чтобы отличить пресную воду от соленой - довольно и капли". Так по одному слову можно узнать поэта - и простить ему все его "туманные мечты", "бездыханные равнины" и все пресные общие места за одни эти строки, полные поэтических образов.

    И к счастью Н. Клюева - эта подлинная поэзия составляет его сущность, его душу; увидев, почувствовав ее - навсегда забываешь все "чужие" его стихи, все резиновые штампы и общие места; начинаешь ценить и любить только подлинно его стихотворения, - а их, к счастью, тоже не мало в небольшом собрании его стихов.

    Целая книжка стихов его посвящена перепевам на религиозные, полу-"сектантские" темы ("Братские песни"). Но не в этом сила его. Храм его - лес, и здесь, воистину, ему

    В златотканные дни Сентября -
    Мнится папертью бора опушка;
    Сосны молятся, ладан куря...

    И в храме этом не звон колоколов, а "сосен перезвон" слышит и любит он - Адам, изгнанный из рая и обретший свой храм на земном лоне:

    Блаженной родины лишен,
    И человеком ставший ныне,
    Люблю я сосен перезвон
    В лесной блуждающий пустыне.

    Здесь он становится зорок, смел, силен; слова его становятся яркими, образы - четкими, насыщенными; он заставляет видеть и нас, как "у сосен сторожки вершины, пахуч и бур стволов янтарь", как "по оврагам бродит ночи тень, и слезятся жалостно и слепо огоньки прибрежных деревень", - он заставляет слышать и нас "лесных ключей и сосен звон". Здесь - подлинный его "религиозный экстаз", и какими бледными после этого являются его песни на узко-"религиозные" темы, где мы то и дело снова встречаем мертвые слова о том, как "душа, возликовав, в бесконечность заглянула"... Он находит живые слова, лишь только входит в подлинный свой храм, где "мнится папертью бора опушка", и где "сосны молятся, ладан куря"... Вот одно из лучших его стихотворений:

    Набух, оттаял лед на речке,
    Стал пегим, ржаво-золотым,

    И засинел кадильный дым.

    Березки - бледные белички,
    Потупясь, выстроились в ряд.
    Я голоску веснянки-птички,
    Как материнской ласке, рад.

    Природы радостный причастник,
    На облака молюся я;
    На мне иноческий подрясник
    И монастырская скуфья.

    Обету строгому не верен,
    Ушел я в поле, к лознякам,
    Чтоб поглядеть, как мир безмерен,
    Как луч скользит по облакам,

    Как пробудившиеся речки
    Бурлят на талых валунах,
    И невидимка теплит свечки
    В нагих, дымящихся кустах.

    "Природы радостный причастник" - вот где подлинный поэт Николай Клюев, вот место его среди других современных поэтов...

    Есть еще одна область, в которой Н. Клюев является несомненным "мастером"; это - "народные песни", которыми заполнена его последняя книжка стихов "Лесные были". Девичья, Полюбовная, Свадебная, Бабья, Лесная, Досюльная, Острожная, Кабацкая, Посадская - целый ряд этих народных песен обрисовывает новую сторону таланта этого поэта, сторону, тесно связанную с основной "стихией" его творчества. Природы радостный причастник не может не быть радостным выразителем души народной, ибо душа народная - та же "природа" в ином ее проявлении. Радостная вера в народ, вера в жизнь и вера в будущее - глубочайшее ощущение этого подлинно народного поэта.

    Мы - жнецы вселенской нивы,

    И хоть смерть косой тлетворной
    Нам грозит из лет седых:
    Он придет нерукотворный,
    Век колосьев золотых.

    Этим стихотворением открывается "Сосен перезвон". Гибель не страшна тому, кто так любит мир и жизнь; и недаром заключительные стихи той же книжки говорят о победе, несмотря на гибель, о торжестве и радости обреченного:

    В час зловещий, в час могильный,

    Не смотри с тоской бессильной
    На восходную зарю.
    Но, верна словам завета,
    Слезы робости утри,

    Торжествующе смотри.
    Не забудь за далью мрачной,
    Средь волнующих забот,
    Что взошел я новобрачно

    Что, осилив злое горе,
    Ложью жизни не дыша,
    В заревое пала море

    "народный поэт", "природы радостный причастник" Николай Клюев.

    Цит. по: Иванов-Разумник. Поэты "десятых годов" // Иванов-Разумник. Творчество и критика. - Пб., 1922. - С. 196-200.

    Раздел сайта: