• Приглашаем посетить наш сайт
    Львов Н.А. (lvov.lit-info.ru)
  • Полякова С. В.: Гастрономические образы в поэзии Клюева

    Гастрономические образы в поэзии Клюева

    В прихотливой поэтической системе Клюева сравнительно часто встречаются гастрономические образы. Обычно они выражаются на языке солярно-лунных представлений, включая сюда и прочие элементы небесного пейзажа (облака, зори, тучи), а также находят свое воплощение в сфере религии и поэтического творчества. Иного рода случаи использования кулинарной метафористики единичны и не нарушают общей картины, которую мы попытаемся представить.

    Сообразно с широким употреблением в деревенском быту хлеба и изделий из муки, солнце, луна и другие небесные тела чаще всего употребляются им. Солнце охотно отожествляется с караваем, колобом, ковригой.

    Как (здесь в значении временном – С. П.) золоченую ковригу

    Скатили сумерки за ригу –
    Знать испеклась за потный день.

    (№377)* [Тексты цитируются, за исключением особо оговоренных случаев, по изданию Н. Клюев. Сочинения. Под редакцией Г. Струве и Б. Филиппова т. I-II. 1969]

    Об этом же свидетельствуют и такой отрывок, как:

    Она (коврига – С. П.) – избяное светило,
    Лучистее детских кудрей:
    В чулан загляни ненароком –
    В лицо тебе солнце пахнет.
    (№186)

    и образы солнца, начиняющего колоб (Н. А. Клюев. Стихи и поэмы. Архангельск. 1986. С. 157), коврижного (№316), пшеничного (№341) и пеклеванного солнца (№268).

    Коврига у Клюева имеет еще и символическое значение, связанное, вероятно, с указанным космическим, обозначая светлую, крестьянскую, сермяжную Россию:

    Золотые столбы России
    Китоврас, коврига и печь.
    (№301)

    Еще, быть может, прозрачнее это проступает в следующих стихах.

    Мы борцы, Есенин и Клюев,
    За ковригу возносим стяг.
    (№320)

    Солнце может отожествляться также с блином и калачом:

    Солнце с месяцем –

    (№200)

    И солнце Таити – суропный калач –
    Почило на пудожском блюде.
    (№33)

    и, как ни странно, с горячительными напитками; встречаются метафоры – солнечная брага (№416), брага солнечных лучей (№117), солнечная наливка, брызжущая из небесного погребца (№319). Отзвук подобного представления, кажется, можно услышать и в №289:

    Много на Руси уездных татарий
    От тоски, что нельзя опохмелиться солнцем.

    Кулинарные воплощения солнца закреплены также в эпитете его щаное (№217) и в представлении о солнечной вязиге (№420).

    И другие небесные тела, например, земля видятся в формах поваренного искусства: то земля – коврига вселенной (№190), то Саваофовых брашен кроха (№190), то макитра с опарой (№289). В кулинарные образы Клюев рядит звезды и луну: мы читаем у него о звездных пышках (№181), о колобе, замешанном на звездном сале (№420), о пеклеванных созвездиях (№301), хлебных звездах (№253), наконец, о звезде Квашни (№302), о луне, уподобленной Божьему блину (№200), о месяце анисовом калаче (№324).

    Вследствие отождествления произведений кулинарного искусства с космическими феноменами возникают такие, казалось бы, необъяснимые образы, как луна, сеющая на землю толокно, т. с. бросающая пятна света:

    Не ронит коробом луна
    На нивы комья толокна
    (№396)

    Тучи, облака, зарницы как атрибуты неба выступают в уже знакомом нам уборе метафор – тут облака из ковриг (№217), тучи – пшеничные сайки (№122), ржаные и щаные зарницы (№346).

    творчество, и самое перо раздающего ее поэта, хлебный мякиш и закваска:

    Раздышались мякишем книги
    Буква «Ша» – закваска в пере
    (№302)

    Отдайте поэту родные овины,
    – просяной караваи!
    (№296)

    Ангел простых человеческих дел
    певчему суслу взбурлить повелел
    (№421)

    Чтоб была как подойник щедра
    Душа молоком словесным
    (№420)

    медом:


    Я созвучия коплю,
    (№409)

    а подчас словесное творчество представляется приготовлением пищи, и тут поэт смело обыгрывает лозунг «пролетарии всех стран соединяйтесь»:

    «Для варки песен – всех стран Матрены
    » несется клич
    (№420)

    Та же метафористика обнаруживается в сфере религиозных представлений: зори – куличи (№363), о сектантских стихах поэт говорит «духостихи отдают молоко» (№421), молитвы называются молоком (№420), Рождество – златолобым калачом (№422). В этой связи понятны и следующие, несколько неожиданные на первый взгляд строки:

    На загнетках соборы святителей
    В кашных ризах, в подрясниках маковых

    (№217)

    и:

    Гробно выбелим убрусы,
    И с зарянкой – снегирем
    Пеклеванному Исусу

    Ты уснул, пшеничноокий
    В васильковых пеленах...
    Потным платом Вероники
    Потянуло от рубах

    Аналогично усвоение Спасу в другом стихе пшеничного лика (№251).

    Не исключено, что традиционное представление о райских яствах – картины рая у Клюева встречаются неоднократно: см. №203, с. 191 цитированного архангельского издания, №324, 174, 132 – в какой-то мере определило восприятие поэтом еды как чего-то антираблезианского, противоположного «пище и питию тленным», если воспользоваться словами из тропаря Роману Сладкопевцу, помянутыми Клюевым в одном из писем[*] [Новый мир. 1988. №8. С. 197], или его собственным представлением, что в раю ангелы приготовляют еду из радуг (№190), т. е. из полностью разбытовленного материала. Особенность использования Клюевым гастрономической метафористики приводит к тому, что и здесь, как обычно в его стихах, материальный макрокосм и сфера духовная – религия и поэтическое творчество, не снижаются таким путем до простой обыденности, а микрокосм напротив достигает значительности своего высокого антипода.

    Полякова С. В., кандидат филологических наук, г. Санкт-Петербург

    Раздел сайта: