• Приглашаем посетить наш сайт
    Мода (modnaya.ru)
  • Есенин С. - Иванову-Разумнику, 6 марта 1922 г.

    Иванову-Разумнику

    6 марта 1922 г. Москва

    Журналу Вашему или сборнику обрадовался тоже чрезвычайно [43]. Давно пора начать – уж очень мы все рассыпались, хочется опять немного потесней «в семью едину» [44], потому что мне, например, до чертиков надоело вертеться с моей пустозвонной братией [45], а Клюев засыхает совершенно в своей Баобабии [46]. Письма мне он пишет отчаянные. Положение его там ужасно, он почти умирает с голоду [47].

    Я встормошил здесь всю публику, сделал для него, что мог, с пайком и послал10 милл<ионов> руб. Кроме этого, послал еще 2 милл-<иона> Клычков и 10 – Луначарский [48].

    «ризы души своей» [49] боится замарать нашей житейской грязью? Но тогда ведь и нечего выть, отдай тогда тело собакам, а душа пусть уходит к Богу.

    Чудна и смешна мне, Разумник Васильевич, сия мистика дешевого православия, и всегда-то она требует каких-то обязательно неумных и жестоких подвигов. Сей вытегорский подвижник хочет всё быть календарным святителем вместо поэта, поэтому-то у него так плохо всё и выходит.

    «Рим» его, несмотря на то, что Вы так тепло о нем отозвались [50], на меня отчаянное впечатление произвел. Безвкусно и безграмотно до последней степени со стороны формы. «Молитв молоко» и «сыр влюбленности» – да ведь это же его любимые Мариенгоф и Шершеневич со своими «бутербродами любви» [51].

    Интересно только одно фигуральное сопоставление, но увы – как это по-клюевски старо!.. Ну, да это ведь попрек для него очень небольшой, как Клюева. Сам знаю, в чем его сила и в чем правда. Только бы вот выбить из него эту оптинскую дурь [52], как из Белого – Штейнера [53], тогда, я уверен, он записал был еще лучше, чем «Избяные песни» [54]. <...>

    Примечания

    «Эпоха», издание которого так и не состоялось (см.: Есенин. С 512-513).

    44 Реминисценция строк ст-ния А. С. Пушкина «Чем чаще празднует лицей...» (1831): «Чем чаще празднует Лицей Свою святую годовщину, Тем робче старый круг друзей В семью стесняется едину...»

    46 Баобабия – есенинский неологизм – нечто экзотическое, далекое. Есенин уподобляет ей родину Клюева – Вытегру. Образ баобаба встречается в ст-ниях Клюева «Братья, сегодня наша малиновая свадьба...» (1916), «На помин олонецким бабам...» (1921).

    47 Из адресованных Есенину в этот период писем известно лишь одно от 28 янв. 1922 г. (СД. С. 252-255), краткое содержание которого пересказывается им в автобиографии «Сергей Есенин» (1922): «Живет он сейччс в Вытегре, пишет мне, что ест хлеб с мякиной, запивая пустым кипятком и моля Бога о непостыдной смерти» (С. 64).

    – государственный и политический деятель, академик. С 1917 по 1933 гг. – нарком просвещения РСФСР.

    «Полунощница» (1912): «Не запачканы ль где ризы чистые».

    50 Речь идет о поэме Клюева «Четвертый Рим» (1922). В статье «Три богатыря» Иванов-Разумкик дает ей высокую оценку: «Силу свою он осознал и знает, в чем и где она; взяв эпиграфом строки Сергея Есенина: «А теперь я хожу в цилиндре и лаковых башмаках», он обрушивается на эти символические башмаки и цилиндр... Нет, не лаковые башмаки в пору ему, говорившему о себе: «Это я плясал перед царским троном в крылатой поддёвке и злых сапогах»... И не хотел он «прикрывать цилиндром лесного черта рога»...

    И песня эта – для него сила действенная, не сталь победит мир (нет – «... сядет Ворон на череп стали!»), а духовный взрыв приведет к «Четвертому Риму»; в силу «стальных машин, где правит интеграл», не верит «мужицкий поэт». Так же, как не верил в нее и поэт национальный. Но беда – будет, и духовным предтечей ее осознает поэт. «И сойду я с певчей кобылы, кунак в предвечном ауле»...

    Самонадеян захват поэмы; но Клюев – не имеет право на самонадеянность: силач! Техникой стиха его недаром восторгался Андрей Белый...» (Летопись Дома Литераторов. 1922, №3. С. 4).

    «Четвертый Рим»: «И точат иконы рублевскую вапу, Молитв молоко и влюбленности сыр». Мариенгоф Анатолий Борисович (1897-1962) – поэт, один из основателей имажинизма, близкий друг Есенина и автор воспоминаний о нем. В 1930-1950-х гг. выступал преимущественно как драматург. Шершеневиг Вадим Габриэлович (1893-1942) – поэт, переводчик, один из осноеных теоретиков имажинизма. Намек на строки из поэмы Шершеневича «Вечный жид» (1919): «Ласка хрустящих любимых облепили меня как икра бутерброд».

    52 Речь идет о религиозности Клюева и его особом почитании святых мест России, к числу которых относится и Оптинская Введенская Козельская пустынь. М-рь приобрел славу как один из духовных центров русской культуры. Сюда приезжали многие известные писатели, философы, поэты. Бывали здесь и вели оживленную переписку со старцами Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Л. Н. Толстой, Вл. Соловьев и мн. др. 1923 г. м-рь был закрыт по настоянию властей. В 1987 г. в пустыни началось возрождение монашеской жизни.

    – австрийско-немецкий философ-оккультист, основатель и руководитель Антропософского общества. А. Белый являлся истовым приверженцем учения философа.

    54 См. примеч. 18.