• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Беседный наигрыш, стих доброписный

    БЕСЕДНЫЙ НАИГРЫШ, СТИХ ДОБРОПИСНЫЙ

    «Его же в павечернее междучасие
    пети подобает, с малым погрецом
    ногтевым и суставным».
    Из Отпуска — тайного свитка
    олонецких сказителей-скрытников

    По рожденьи Пречистого Спаса,
    В житие премудрыя Планиды,
    А в успенье Поддубного старца, —
    Не гора до тверди досягнула,
    Хлябь здынула каменного плешью,
    В стороне, где солнышко ночует
    На кошме, за пологом кумачным,
    И где ночь-горбунья зелье варит,
    Чернит косы копотью да сажей,
    Под котлом валежины сжигая, —
    Народилось железное царство
    Со Вильгельмищем, царищем поганым.
    У него ли, нечестивца, войска — сила,
    Порядового народа — несусветно;

    На себя креста не возлагают,
    Великого говения не правят,
    В Семик-день веника не рядят,
    Не парятся в парной паруше,
    Нечистого духа не смывают,
    Опосля Удилёну не кличут:
    «Матушка ржаная Удилёна,
    Расчеши солому — золот волос,
    Сдобри бражкой, патокою колос…»

    * * *

    Не сарыч кричит за буераком,
    На свежье детенышей сзывая,
    И не рысь прыскучая лесная
    В ночь мяучит, теплой кровью сыта, —
    То язык злокозненный глаголет,
    Царь железный пыхает речами:
    «Голова моя — умок лукавый,
    Поразмысли ты, пораскумекай,
    Мне кого б в железо заковати?
    Ожелезил землю я и воды,
    Полонил огонь и пар шипучий,

    Ныне ж я, как куропоть в ловушку,
    Светел Месяц с Солнышком поймаю:
    Будет Месяц, как петух на жердке,
    На острожном тыне перья чистить,
    Брезжить зобом в каменные норы
    И блюсти дозоры неусыпно?
    Солнцу ж я за спесь, за непокорство
    С ног разую красные бахилы,
    Желтый волос, ус лихой косатый
    Остригу на войлок шерстобитам;
    С шеи Солнца бобчатую гривну
    Кобелю отдам на ожерелок,
    Повалю я красного спесивца
    На полати с бабой шелудивой —
    Ровня ль будет соколу ворона?»

    Неедуча солодяга без прихлебки,
    Два же дела без третьего не гожи,
    Третье ж дело — гуменная работа,
    Выжать рожь на черниговских пашнях,
    Волгу-матку разлить по бутылям,

    С уха ж Стенькина славного кургана
    Сбить литую куяшную шапку,
    А с Москвы, боярыни вальяжной,
    Поснимать соболью пятишовку,
    Выплесть с кос подбрусник златотканный,
    Осыпные перстни с ручек сбросить.
    На последки ж мощи Макавея
    Истолочь в чугунной полуступе,
    Пропустить труху через решета
    И отсевком выбелить печища,
    А попов, игуменов московских
    Положить под мяло, под трепало —
    Лоско ль будет черное мочало!..

    * * *

    Не медушник-цветик поит дрема
    Павечерней сыченой росою,
    И не крест — кладбищенский насельник,
    Словно столпник, в тайну загляделся —
    Мать-Планида на Руси крещеной
    От страды келейной задремала.
    Был ли сон, аль малые просонки,

    Петр апостол с Пятенкою-девой.
    И рекли святые: «Мать-Планида,
    Под скуфьей уснувши стопудовой,
    За собой и Русь ты усыпила!
    Ты вставай-ка, мать, на резвы ноги,
    Повести-ка Русь о супостате.
    Не бери в гонцы гуляку-Вихря,
    Ни сестриц Сутемок чернокосых,
    Ни Мороза с Зоем перекатным:
    Вихрю пляс, присвистка да присядка,
    Балалайки дробь — всего милее;
    Недосуг Сутемкам, — им от Бога
    Дан наказ Заре кокошник вышить,
    Рыбьи глазки с зеньчугом не спутать,
    Корзным стегом выпестрить очелье.
    У Мороза же не гладки лыжи,
    Где пройдет, там насты да суметы,
    В теплых пимах, в малице оленьей
    На ходе Морозушко сопреет,
    А сопрев, по падям, по низинам

    Звонаря же Зоя брать негоже, —
    Без него трущоба — скит без била,
    Зой ку-ку загозье, гомон с гремью
    Шаргунцами вешает на сучья;
    Ввечеру ж монашком сладкогласным
    Часослов за елями читает…
    Ты прими-ка, матушка Планида,
    Во персты отмычки золотые,
    Пробудившись, райскими ключами
    Отомкни синь-камень несекомый,
    Вызволь ты из каменной неволи
    Паскарагу, ангельскую птицу,
    Супротив стожарной Паскараги
    Бирюча на белом свете нету!..»
    От словес апостольских Планида
    Как косач в мошище, встрепенулась,
    Круто буйну голову здынула,
    Откатила скуфью за Онего.
    Кур-горой скуфья оборотилась,
    Опушь стала ельником кромешным,

    * * *

    Ой люди крещеные,
    Толико ученые,
    Слухайте-внимайте,
    На улицу баб не пускайте,
    Ребят на воронец —
    Дочуять песни конец,
    На лежанку старух,
    Чтобы голос не тух!
    Господи благослови,
    Царь Давид помоги,
    Иван Богослов,
    Дай басеньких слов,
    В подъязычный сустав
    Красных погрецов-слав,
    А с того, кто скуп,
    Выпеть денежек рубь!..

    * * *

    Тысчу лет живет Макоша-Морок,
    След крадет, силки за хвоей ставит,
    Уловляет души человечьи,
    Тысчу лет и Лембэй пущей правит,

    С зайца — шерсть, буланый пух с лешуги,
    А с осины пригоршню алтынов,
    Но никто за тысчу зим и весен
    Не внимал напеву Паскараги!
    Растворила вещая Планида,
    Словно складень, камень несекомый,
    И запела ангельская птица,
    О невзгоде Русь оповещая:

    Первый зык дурманней кос девичьих
    У ручья знобяник-цвет учуял, —
    Он поблек, как щеки ненаглядной
    На простинах с воином-зазнобой —
    Вещий знак, что много дроль пригожих
    На Руси без милых отдевочат.

    Зык другой, как трус снегов поморских,
    Как булатный свист несметных сабель,
    Когда кровь, как жар в кузнечном горне,
    Вспучив скулы, Ярость раздувает,
    И киркою Смерть-кладоискатель
    Из сраженных души исторгает.


    Когда Дух на первенца нисходит,
    В двадцать лет детину сыном дарит,
    Молодицу ж горлинку — в семнадцать.
    Водный звон учуял старичище
    По прозванью Сто Племен в Едином,
    Он с полатей зорькою воззрился
    И увидел рати супостата.
    Прогуторил старый: «эту погань,
    Словно вошь на гаснике, лишь баней,
    Лютым паром сжить со света можно…»
    Черпанул старик воды из Камы,
    Черпанул с Онеги ледовитой,
    И дополнив ковш водой из Дона,
    Три реки на каменку опружил.
    Зашипели Угорские плиты,
    Взмыли пар Уральские граниты,

    Навострили зубья, словно 1ребень,
    И как ельник, как над морем скалы,
    Из-под камней сто племен восстало…

    * * *

    — не бабье мотовило,

    А на спрос: «откуль» да «что в последки»
    Нам програет Кува — красный ворон;
    Он гнездищем с Громом поменялся,
    Чтоб снести яйцо — мужичью долю.

    1915