• Приглашаем посетить наш сайт
    Ахматова (ahmatova.niv.ru)
  • Дыдыкина З.: Воспоминания

    Воспоминания

    Мой отец познакомился с Николаем Алексеевичем Клюевым на выставке в Союзе художников в 1925 году, где была представлена его первая работа – бюст Сергея Есенина. Бюст был создан под впечатлением трагических событий, происшедших в гостинице «Англетер» [1]. Работа отличалась большой эмоциональностью и выразительностью, поэтому отец, не будучи тогда еще членом Союза художников, не смог участвовать в выставке. Клюев, осматривая выставку и остановившись у бюста, воскликнул: «Ой, Сереженька!» Н<иколай> В<асильевич> стоял рядом, и спутник Клюева сказал: «А вот и автор». Так состоялось это знакомство.

    Клюев звал Н<иколая> В<асильевича> «Никола», был с ним на «ты». Общение продолжалось несколько лет, до 1932 года, когда Клюев покинул Ленинград.

    Клюев часто бывал в нашем доме. Мы жили на пр. Римского-Корсакова, в мансарде, куда вела высокая железная лестница. Ходил он чаще к маме, так как голодал, и мама, очень добрый и хлебосольный человек, всегда его кормила. Иногда, не застав никого дома, присаживался на нижнюю ступеньку лестницы и ждал, когда кто-нибудь придет. Я помню одну Пасху: сидит за столом, держит пасхальное яичко в руке, в рубашке навыпуск, вышитой по вороту и рукавами крестиком, с шелковым пояском, тоже вышитым крестиком, в коричнево-малиновых тонах. Бросалось в глаза гладкое, моложавое лицо, сам он был крепкий, небольшого роста, полноватый. Была Дома одна памятная фотография этого пасхального дня, снятая в нашей квартире за пасхальным столом в кругу наших родственников. Он сидит боком, в руке его – пасхальное яичко. Любил рассказывать свои сны, рассказывал очень красочно, неудержимо фантазируя. Висит рубашка с пояском, поясок оживает и превращается в змею, обвивается вокруг ножки стола и стоит, как кобра. Я после этого кричала всю ночь. В разговоре очень «окал». Поверх рубахи носил поддёвку темного цвета, черную шляпу, сапоги, вокруг шеи обмотан шарф. Николаю Васильевичу подарил книгу своих стихов с автографом. Где книга сейчас – неизвестно.

    при этом был телефон. Висело много икон с лампадами, и на столе одна очень большая свеча.

    Н<иколай> В<асильевич> его не лепил: гладкое невыразительное лицо, курносый нос, лысый высокий череп обрамлен длинными волосами. Н<иколай> Васильевича подарил ему картину (масло) «Северная церковь» работы художника Золотарева.

    Из внешнего облика запомнилось еще: волосатые руки и длинные ногти, которыми он, закатывая рукава, почесывал руки. Светловолосый, но скорее, рыжий. Лет 40-50. Жил он один.

    Примечания:

    Дыдыкина Зоя Николаевна – дочь скульптора из семьи потомственных художников-миниатюристов Палеха Николая Васильевича Дыдыкина (1894-1975).

    – Дом-музей Н. В. Дыдыкина (п. Палех Ивановской области).

    1 Ошибка памяти. Вероятнее всего, выставка состоялась в 1926 г. (Бюст Есенина погиб во время блокады. – Примеч. 3. Н. Дыдыкиной.)

    Раздел сайта: