Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2004-2005 учебного года
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://festival.1september.ru/2004_2005/index...
Дата добавления: 29.10.2007
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

Своеобразие поэтического стиля Николая Клюева

Чаплыгина Юлия Александровна, студентка, четвертый курс

Преподавание литературы


(Материалы к уроку).

Лирика Николая Клюева поздно дошла до читателя. Почти полвека его стихи были под запретом. Лишь изредка о Клюеве появлялись статьи, а чаще о творчестве этого самобытного и интересного поэта можно было встретить лишь скупые фразы типа: “В Петрограде Есенин знакомится с другим крестьянским поэтом – Н. Клюевым”. И все. Но ведь не случайно Сергей Есенин называет Клюева “Учителем”. Лиричность есенинских строк словно перетекала из стихотворений Николая Клюева, необычных, ярких, причудливых по форме. Приятно думать о том, что сейчас лирика этого замечательного поэта вновь возвращается к своему читателю. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в стандарте среднего общего образования по литературе находим тему: “Н. А. Клюев. Жизнь и творчеств (обзор)”. В представленных материалах к уроку мы ставим перед собой цель: рассмотреть своеобразие поэтического стиля Николая Клюева.

задач. Выделим основные:

- определение места творчества Н. Клюева в русской крестьянской поэзии; на примере конкретных стихотворений рассмотрение своеобразия стиля Н. Клюева, используя при этом элементы лингвистического анализа поэтического текста;

- развитие у учащихся чувства уважения и бережного отношения к традициям русской народной культуры.

Ход урока

Еще в XIX веке Алексей Кольцов воспевал русский народный идеал. Начиная с Кольцова, можно говорить о появлении в литературе самостоятельного направления – русской крестьянской поэзии. Потом Некрасов вводит образ русского крестьянина в эпос, пейзажную лирику, песню и философскую лирику. С новой силой этот мотив зазвучал в начале XX века в творчестве Н.Клюева, П. Орешина, С. Крычкова. Эти писатели поэтизировали, воспевали близость русского крестьянина к природе, чистой, нетронутой “железной” цивилизацией. Николай Клюев пришел в литературу с сознанием своей самостоятельности и особого пути в мире искусства. Он сближает традиции классической поэзии и народной. И опять, как когда-то у Кольцова, главной в поэзии Клюева становится тема Родины, России. Посылая первые стихотворные опыты в столичные журналы, Клюев демонстративно подписывал их – “Олонецкий крестьянин”. Он гордился своим крестьянским происхождением. Сам воздух Олонецкой губернии был наполнен поэзией патриархальной старины. [1]

Запечных потемок чурается день,
Они сторожат наговорный кистень,-
Зарыл его прадед – повольник в углу,
Приставя дозором монашенку – мглу.

И теплится сказка. Избе лет за двести,
А все не дождется от витязя вести.
Монашка прядет паутины кудель,


Взирают Микола и сестры седмицы,

Топтыгин с козой – избяная резьба…

Колотится сердце… Лесная изба
Глядится в столетье, темна как судьба,
И пестун былин, разоспавшийся дед,
Спросонок бормочет про тутошний свет.

Николаю Клюеву не требовались дальние путешествия, чтобы посмотреть древние церквушки и иконы, заглянуть в рукописные или печатные книги, услышать песни, сказки, былины. Все было рядом – рукой подать. [1] Иногда кажется, будто автор не замечает, что в своем словоупотреблении он несколько несовременен. Сразу обращает на себя внимание лексика стихотворения: оно буквально пронизано архаизмами, фольклоризмами, народно-поэтическими словами. Н. Клюев предельно расширяет ассоциативные возможности слова, делает его более выпуклым, красочным, символичным. Поэтому исследование языка стихотворений Клюева – ключ к пониманию всей образной системы его лирики.

Какую часть лексики принято считать устаревшей?

Как в тексте архаизм отличить от историзма?

Вспомните функции архаической лексики в художественной литературе.

В “избяной сказке” поэт видел неумирающие эстетические и нравственные ценности. Единство этого особого мира достигается еще и тем, что Клюев передает мироощущение крестьянина, в котором сказывается теплая благодарность к природе и преклонение перед ее могуществом. Клюев слагает дифирамбы “всякому древу земному, зверям, птицам и гадам, всему лесному дыханию”. Крестьянский быт, деревенская изба, ее убранство, утварь, домашние животные – все это является органичным продолжением жизни природы. Не случайно свои сборники стихотворений Клюев называет “Сосен перезвон”, “Лесные были”, “Песни из Заонежья”, “Избяные песни”. Природа и человек составляют одно целое. А поэтому дорогой человеческому сердцу образ неразрывно слит с природой, с ее естественной красотой:


Осенней, рдяною тоской.
Нерасторжимым полукругом

Она везде, неуловима,
Трепещет, дышит и живет

В шуршанье трав – ее походка,
В нагорном эхо – всплески рук,
И казематная решетка –
Лишь символ смерти и разлук.


Как ветер смех, мгновенный взгляд…

В годину черную собрат!

Поведай: тайное сомненье

Чтоб на единое мгновенье
Твой лик прекрасный уловить?

(1910)

Она… Легкая, почти летящая походка, выразительный взгляд… Кто она?

тогда, в первой половине двадцатого столетия.

Лик1, - а, м. 1. Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах.

Лик2, - Единое множество, сонм. Причислить к лику святых.

(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка- М.,2003.)

употреблено в последней строчке стихотворения, но это опорное, ключевое слово. Оно вспыхивает, как яркое цветовое пятно, создавая глубинный поэтический подтекст. Это опорное слово неразрывно связано то с одной, то с другой группой слов, а значит, и с различными образными системами, расширяя за их счет “круг значений” [2]. Получается, что за словом “лик” тянется шлейф ассоциаций, высвечивая его разные смысловые оттенки. Слово становится как бы не равным себе, обозначая не одно явление, а несколько образов. Слово превращается в символ.

Но символы у Клюева вырываются за рамки строки, строфы, отдельного стихотворения. Они входят в контекст всей книги. Слово “лик” Клюев употребляет достаточно часто. Рассмотрев разные контексты, замечаем, сколькими новыми значениями это слово-архаизм обросло в процессе употребления:

- ржаной, ячменный лик;
- пшеничный лик;


- лик заката;
- лик карельских звезд.

Мы видим, как постепенно расширяется пространство от земли к небесам. У Клюева есть свои приемы создания семантического пространства: смысл наращивается ступенчато, от образа к образу, очертания его меняются на каждом метафорическом шаге [3]. Предельно расширив “земное” пространство, поэт пытается постигнуть и “небесное”:


- лик Бога;
- лик Мадонны;
- лики ангелов.

- ненаглядный лик;
- прекрасный лик;
- лик матери;
- лик России.

Еще одной важной особенностью творческой манеры Клюева является широкое использование цветописи.

Набат сердечный чует Пушкин –
Предвечных сладостей поэт…
Как яблоновые макушки,
Благоухает звукоцвет.
Он в белой букве, в алой строчке,


Пригрета пушкинской весной.

Клюева-художника по праву называют изографом. Поэт увлекался фресковой живописью, сам писал иконы, подражая древним новгородским мастерам; в поэзии он тоже “малюет”, разукрашивает, золотит слово, добиваясь максимальной зрительной наглядности. В поэзии Клюева есть что-то общее с живописью Рериха, с которым он был близко знаком. В цикле картин “Начало Руси. Славяне” предметы древности, по словам современного исследователя, получают у Рериха “такое окружение природной средой, которое внутренне присуще им самим: они сливаются с нею, и их красота, и их сила как бы возникает из красоты и силы самой природы, почувствованной сердцем самого народа русского” [1]. В обоих случаях – в поэзии Клюева и в живописи Рериха – огромное значение имеют летописные и фольклорные источники. Поэт создает словесные узоры, которые просятся на холст или дерево, чтобы соседствовать с народным орнаментом. Клюев умело использует приемы церковных живописцев (яркие цветовые контрасты и символику цветов), создавая образы запоминающимися:



- златоузорчатый,
- златорогий,

- златоствольный,
- златоордный,
- златница,
- златоризня,
- златный,


- злать

Вспомните, что такое окказионализм? Какие изобразительно-выразительные средства вам известны?

). Подобные художественные определения (эпитеты) озаряют новым светом то слово, к которому примыкают, и сами загораются внутренним пламенем, включаясь в новый контекст [4]. Ведь эпитет для Клюева – наиболее эффективный способ образного воздействия. А потому эпитеты его ярки, поэтичны, экспрессивны:

Воск с медынью яблоновою –
Адамант в словостроении,

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базанов В.Г. Поэзия Николая Клюева // Николай Клюев. Стихотворения и поэмы.- Л.,1977.-С.5-6,78.
  2. Судаков Г.В. Звук и слово в поэзии Клюева // Русская речь.- 2000.- N5. С26.
  3. Матвеев Б.И. Главная книга Н.Клюева, ее жанр и язык// Русская речь.- 2001.- N4. С24.
© 2000- NIV