История русской литературы ХХ века. Ч. 1
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://www.sgu.ru/faculties/philological/uche...
Дата добавления: 25.04.2008
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

Лекционный курс «История русской литературы ХХ века. Ч.1» представляет собой первую часть основного курса «История русской литературы ХХ века», которая читается студентам русского отделения факультета филологии и журналистики на 4 курсе в 7 семестре.

Курс охватывает историю русской литературы конца XIX-начала ХХ века (1890-1917 гг.), «серебряного века» русской литературы в целостном процессе развития русского реализма и русского модернизма, творчества выдающихся русских писателей И.Бунина, А.Куприна, М.Горького, Л. Андреева, А. Ремизова, Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Белого, А.Блока, А.Ахматовой, Н.Гумилева, В.Маяковского, В.Хлебникова и др. Курс состоит из лекций, практических занятий, предполагает написание студентами самостоятельной, творческой работы по предлагаемым темам.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ



Финал и авторская позиция в романе Л. Толстого «Воскресенье».
Творческая история повести Л. Толстого «Хаджи-Мурат».





Жизнь и творчество И.А. Бунина в книге Ю. Мальцева «Иван Бунин. 1870-1953» (Посев, 1994).
Прекрасное и вечное в лирике И. Бунина.
Сонеты И.Бунина: своеобразие поэтической формы.

Мир природы в творчестве И. Бунина.

Концепция любви в творчестве А.И. Куприна.
Пейзажная живопись в произведениях А.И. Куприна.
Три поединка в повести А.И. Куприна «Поединок».
«Сверхчеловек» Ницше и герой романтических рассказов М. Горького.

Личность и время в повести М. Горького «Фома Гордеев».
«Мать» М. Горького: история интерпретации.
Образ героя и своеобразие повествования в «Исповеди» М. Горького.

Ремарки в структуре горьковских пьес.
Проблема финала в драматургической поэтике М. Горького.
Драматургия М. Горького и А.П. Чехова (сопоставительный анализ - произведения по выбору).

«Жизнь человека» в эпике Л. Андреева.
Евангельские мотивы в творчестве Л. Андреева.
Драматургия Л. Андреева и М. Горького (сопоставительный анализ - произведения по выбору).


«Импрессионизм» Б. Зайцева: «Аграфена», «Голубая звезда».
Повести Е. Замятина 1910-х гг.: проблематика и поэтика.

Поэтика заглавий в прозе А.М. Ремизова: «Пруд», «Часы»,

«Посолонь» А.М. Ремизова: структура и стиль.
«Униженные и оскорблённые» в прозе И.С. Шмелёва («Человек из ресторана») и А.М. Ремизова («Крестовые сёстры»).
Поэтика «Уединённого» (мимолётного) В.В. Розанова.
Поэтика цвета в прозе С.Н. Сергеева-Ценского («Движения», «Печаль полей»).

Юмористические рассказы А.Аверченко: время - автор- жанр.
Юмор Н.Тэффи: традиции и новаторство.

Феномен А.Вербицкой и «дух времени».
Символизм как миропонимание в трактовке А. Белого.

Миф и символ в творчестве символистов (имена, произведения - по выбору).
«Небесное» и «земное» в поэзии В. Соловьёва.
«Три свидания» В.Соловьева: «откровение человеческой души».
«Краткая повесть об Антихристе» В.Соловьева - «русский Апокалипсис», «миф двадцатого века по Р.Х.».

Трилогия Д.Мережковского «Христос и Антихрист»: концепция и структура.
Символы в трилогии Д.Мережковского «Царство Зверя»
Форма повествования и образ героя в повести В. Брюсова «Огненный ангел».

Психодрама В. Брюсова «Путник» и поэма А. Блока «Соловьиный сад» (герой и конфликт).
Поэтические мифы Ф. Сологуба.
Рассказы Ф.Сологуба - «книги превращений и стремлений».
Поэзия прозы Ф. Сологуба.


«Лирика современной души» в «Книгах символов» К.
Бальмонта (книги по выбору). Человек, Любовь и Смерть в лирике З. Гиппиус.
Проза поэта: З.Гиппиус.
«Человеческое Я» в лирике И. Анненского.
«Кипарисовый ларец» И.Анненского: структура и концепция.

Вяч. Иванов - теоретик символизма.
Тема поэта и поэзии в творчестве Вяч. Иванова.
Лирика любви Вяч. Иванова.
«Стихи о Прекрасной Даме» А.Блока- «... попытка воплощения сверхвременного видения в формах пространства и времени» (А. Белый).
Проблематика и поэтика цикла А. Блока «Вольные мысли».
Тема Родины в циклах «На поле Куликова» А. Блока и «Россия» А. Белого.

«Правда факта» и её поэтическое претворение в цикле «Кармен» А. Блока.
Первая мировая война в лирике А. Блока (З. Гиппиус, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, В. Маяковского).
Символика цвета в лирике А. Блока (А. Белого, С. Есенина).


А. Блок и А. Белый: история диалога.
Образ поэта в лирике А. Белого («Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).




Концепция творчества в книге М.Волошина «Лики творчества».

«Прекрасная ясность» в прозе М.Кузмина.
Жанр баллады в поэзии русского символизма.
Жанр сонета в лирике русского символизма.

Драматургия русского символизма в современных исследованиях.

Идеал и современность в лирике Н. Гумилёва.
Тема любви в дореволюционной лирике А. Ахматовой.
Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.


Образ Москвы в лирике М. Цветаевой.

М. Цветаева и О. Мандельштам: поэтический диалог 1916 года.
Словотворчество В. Хлебникова.

Фольклорно-мифологические формы в творчестве В. Хлебникова.

Библейские образы и мотивы в раннем творчестве В. Маяковского.

Эгофутуризм Игоря Северянина.
Идеология, поэтика, прагматика русского футуризма в современных исследованиях.
Образ «голубой Руси» С. Есенина в постсимволистском контексте.


Поэтика «серебряного века» в современных исследованиях.

Воспоминания о «серебряном веке»: автор и время (источники по выбору).
Русский журнал (газета, альманах, издательство) в литературном процессе конца XIX -начала ХХ в.

«Журнал...портрет его редактора»: «Русское богатство» и В.Г.Короленко.
В.Брюсов и «Весы».
Литературная классика на страницах русских журналов «серебряного века» (произведения по выбору).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ


1. Современные проблемы изучения русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века.
2. Своеобразие толстовской эпики конца Х1Х- начала ХХ в.(Воскресение. Хаджи Мурат. После бала. Божеское и человеческое. Три дня в деревне).
3. Драма личности в пьесе Л.Н. Толстого «Живой труп».

5. Чеховская проза рубежа веков: герои, повествование, авторская позиция.
6. Автор и герои в прозе В.Г. Короленко концаХ1Х-началаХХ в.(Мгновенье. Огоньки. Тени. История моего современника).
7. И. Бунин - поэт: природа лирической изобразительности и выразительности.
8. Проза И. Бунина: проблематика и поэтика.

10. Концепция личности в прозе А.И. Куприна.


13. Повести М. Горького конца Х1Х-начала ХХ в.: проблемы, образы, жанровая поэтика.

15. Проза М. Горького 1910-х гг.: проблематика, жанрово-стилевые особенности.
16. Своеобразие художественного мышления Л.Н. Андреева (произведения по выбору).
17. Проза Л. Андреева: художественное выражение мира, человека, авторской позиции.

19. Русский неореализм 1910-х гг. (имена и произведения по выбору).
20. Проза Б.К. Зайцева начала ХХ в. (Аграфена, Голубая звезда и др.): «тип писания».
21. Проза И.С. Шмелева начала ХХ в. (Человек из ресторана, Неупиваемая чаша и др.): поиск «скрытого смысла творящейся жизни».


24. Творческий путь В. Брюсова.

26. Символизм А. Белого: теория и практика.
27. А. Блок-символист: своеобразие художественного мышления.
28. «Роман в стихах» А. Блока: образ лирического героя и структура трилогии.
29. 1-я книга трилогии А. Блока: композиция, образы.
30. 2-я книга трилогии А. Блока: человек на перепутьях стихий.
31. 3-я книга трилогии А. Блока: циклы, образы, мотивы.
32. Проза русских символистов: проблематика, поэтика (имена и произведения по выбору).
33. «Наследие символизма и акмеизм»: теория и художественная практика поэтов-акмеистов.





39. Поэтическая концепция В. Маяковского-футуриста (Простое как мычание и др.).
40. Тема войны в русской поэзии 1914-1917 гг.(имена и произведения по выбору).

© 2000- NIV