• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "UND"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P R S T U V X Y Z
    Поиск  
    1. Субботин С. И.: Николай Клюев – читатель Л. Трефолова и П. Якубовича
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    2. Филиппов Б.: Погорельщина
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    3. Орлицкий Ю. Б.: О стихосложении новокрестьянских поэтов
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    4. Полякова С. В.: Клюев и Северянин
    Входимость: 1. Размер: 8кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Субботин С. И.: Николай Клюев – читатель Л. Трефолова и П. Якубовича
    Входимость: 1. Размер: 51кб.
    Часть текста: к Клюеву, так и своеобразной рецензией на есенинский сборник «Трерядница» (1920), в составе которого появилось послание Есенина. Хотя в произведениях Клюева, относящихся к 1905-1907 гг., и нет прямых отсылок к непосредственным источникам, резонно предположить, что и на начальном этапе творчества поэт имел вполне определенные (стилевые, тематические и т. п.) литературные ориентиры [3]. Рассмотрим под этим углом зрения некоторые ранние клюевские стихотворения. Хронологически первым из известных в настоящее время сочинений поэта, опубликованных в 1905 г., является стихотворение «Безответным рабом...» [4]. Написано оно двустопным анапестом (далее – Ан2) – размером, как отмечает М. Л. Гаспаров, «особенно любимым Кольцовым» [5]. Э. Брайдерт, автор стиховедческого исследования поэзии Клюева [6], считает, что стихотворение «Безответным рабом...» непосредственно связано с темами и мотивами произведений Кольцова, написанных Ан2. Процитировав несколько строк из стихотворения Кольцова «Путь» (в том числе концовку «На погибель идти – // Песни петь соловьем!» [7]),...
    2. Филиппов Б.: Погорельщина
    Входимость: 1. Размер: 49кб.
    Часть текста: железом, а красотой купится русская радость Николай Клюев Много и долго спорили о пути России: светит ли свет для нее только в европейском окошке – или «у ней особенная стать». Говорили и говорят о скифах и геополитических основах еще не основавшейся самобытности... А, вместе с тем, как-то мало обращают внимания на тот разительный факт, что вот самобытной иконописью Новгорода и Суздаля интересуются не только русские, но и иностранцы; что и архитектура русская только до семнадцатого столетия интересна иностранцам. Новая же русская европеизированная живопись и архитектура никого, кроме самих русских, не интересует. В литературе русской для Запада интересными оказались как раз гении и таланты самобытные – «почвенник» Достоевский, Лев Толстой, сейчас заинтересовались Лесковым. «Западники» же, и вообще-то в русской литературе больше декларировавшие, чем творившие, известны вне России узкому кругу специалистов. Разве что Тургенев, когда-то на мгновение заинтересовавший европейских литераторов. В музыке же больше всего знают Мусоргского, руссейшего и своеобразнейшего. Любят Чайковского, но своеобразия его не ощущают – подкупает слушателей надрыв патетической симфонии и повышенная эмоциональность пятой. Возьмешь любой сводный труд по истории живописи, по истории музыки, по истории мировой литературы. И как-то горько станет: нет в них места для России. Есть даже Чехия и Польша, кое-кто даже Румынию для полноты ...
    3. Орлицкий Ю. Б.: О стихосложении новокрестьянских поэтов
    Входимость: 1. Размер: 41кб.
    Часть текста: с точки зрения фундаментальных принципов стиховедческой науки. Во-вторых, стих новокрестьянских поэтов до самого последнего времени почти не привлекал внимания исследователей; исключение составляет стихосложение С. Есенина и отчасти – Н. Клюева. Отсутствие конкретных исследований по стиху отдельных авторов, естественно, затрудняет постановку и решение вопросов, связанных с особенностями стихосложения всего литературного направления в целом. Наконец, достаточно зыбкими и неопределенными остаются сами границы направления, – как во времени, так и – что еще важнее – в связи с конкретным набором литературных имен, входящих в состав новокрестьянского направления. Вместе с тем, даже предварительный взгляд на особенности стиха поэтов-новокрестьян показывает абсолютную несостоятельность упрощенной трактовки их творчества, сводящей его поэтику к подражанию фольклорным образцам. Именно на уровне стиховой структуры это сказывается с особой очевидностью: поэты-новокрестьяне, во-первых, активно используют весь диапазон существующих размеров и строфических форм, включая такие подчеркнуто «литературные», как верлибр и гекзаметр; во-вторых, постоянно ищут новые формы художественной выразительности стиха; наконец, активно вносят элементы стиховой структуры в свою прозу, что также характерно в первую очередь для исканий писателей начала века, чье творчество традиционно связывается с модернизмом. Таким образом, стихосложение новокрестьянской поэзии оказывается вполне вписанным в общее русло литературных исканий своего времени, не утрачивая при этом, разумеется, отчетливого «крестьянского» акцента, сказывающегося на всех уровнях художественной структуры создаваемых поэтами-новокрестьянами стихотворных и прозаических произведений....
    4. Полякова С. В.: Клюев и Северянин
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: – всех стран Матрены Соединяйтесь!» – несется клин. (№420) Еще более по-северянински звучит стихотворение «Товарищ»: Ура, Осанна – два ветра-брата  В плащах багряных трубят, поют...  Завод железный, степная хата  Из ураганов знамена ткут. Убийца красный – святей потира,  Убить – воскреснуть, и пасть – ожить...  Браду морскую волосья мира  Коммуна-пряха спрядает в нить. Из нитей невод сплетет Отвага,  В нем затрепещут стада веков.  На горной выси, в глуши оврага  Цветет шиповник пурпурных слов.  Товарищ ярый, мой брат орлиный,  Вперяйся в пламя и пламя пей!..  Потемки шахты, дымок овинный  Отлились в перстень яснее дней! А ночи – вставки, в их гранях глуби  Стихов бурунных, лавинных строк...  Мы ало гибнем, прибойно любим,  Как злая клятва – любви зарок. (№255) Оба отрывка («Погорельщина» в значительной части тоже написана в этом размере) по своему ритму и тону прочно ассоциируются с Северяниным. Достаточно напомнить: Сверкните, мысли! Рассмейтесь, грезы!  Пускайся, Муза, в экстазный пляс! Когда ночами (С)  Подходят ночи в сомбреро синих. Коктебель (С) Колье принцессы – небес палаццо,  Насмешка, горечь, любовь, грехи. Увертюра (С) Как безответно! Как безвопросно!  Как гривуазно! Но всюду – боль! На островах (С) О бездна тайны! О тайна бездны!  Забвенье глуби... Гамак волны... Хабанера (С) Арфеет ветер, далеет Нарва,  Синеет море, златеет тишь. Поэза раскрытых глаз (С)  Снежеет дружно, снежеет нежно. Фиалка (Г) Июль блестяще осенокошен,  Ах, он уходит! Держи! Держи! В осенокошенном июле (С)  Живи, живое! Под солнцем бубны.  Смелее, люди, в свой полонез! Эгополонез (С)  Тиана,...