Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на цифры
Показаны лучшие 100 слов (из 233).
Чтобы посмотреть все варианты, нажмите
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 62кб.
Часть текста: о многом, но ведь «через быстру реченьку, через темненький лесок не доходит голосок». Если Вы прочитаете мои стихи, черканите мне о них. Осенью Городецкий выпускает мою книгу «Радуница». В «Красе» я тоже буду. Мне очень жаль, что я на этой открытке ничего не могу еще сказать...». Письмо написано 24 апреля 1915 года. И уже 2 мая Клюев откликается на обращенные к нему слова Есенина. В первых же строках Клюев пытается резко отъединить поэта-крестьянина от его «городских» покровителей: «Милый братик, почитаю за любовь узнать тебя и говорить с тобой, хотя бы и не написала про тебя Гиппиус статьи, и Городецкий не издал твоих песен». Заканчивалось письмо Клюева многозначащей фразой: «Мне многое почувствовалось в твоих словах, продолжи их, милый, и прими меня в сердце свое». А в следующем из его сохранившихся писем к Есенину были такие строки: «Я очень люблю тебя, Сережа, заочно – потому что слышу твою душу в твоих писаниях – в них жизнь, невольно идущая». С обмена этими письмами и начинается дружба Клюева с Есениным – одна из драматических глав в истории русской поэзии XX века. В августе происходит встреча поэтов на страницах «Ежемесячного журнала»: клюевское стихотворение «Смерть ручья» («Туча – ель, а солнце – белка...») соседствует с двумя стихотворениями Есенина («Выткался на озере...» и «Пастух»). А в начале сентября Клюев приезжает в Петроград и 6 сентября пишет Есенину, что хотел бы устроить с ним «совместное чтение» стихов о войне. «Я смертельно желаю повидаться с тобой – дорогим и любимым, и если ты – ради сего – имеешь возможность приехать, то приезжай немедля...» – просит он Есенина 23 сентября. В первые дни октября Есенин и Клюев...
Входимость: 1. Размер: 5кб.
Часть текста: стола, на одном конце которого села вел. княгиня. В противоположном конце комнаты сидели сказители. Их было двое: один молодой, лет двадцати, кудрявый блондин с каким-то фарфоровым, как у куколки, лицом. Другой – сумрачный, широколицый брюнет лет под сорок. Оба были в поддёвках, в рубахах-косоворотках, в высоких сапогах. Сидели они рядом. Начал молодой: нежным, слащавым голосом он декламировал свои стихотворения. Содержание их я не помню, помню лишь, что всё: и голос, и манера, и сами стихотворения показались мне искусственными. После перерыва стал говорить старший. Его манера была обычной манерой, стилем сказителей. Так сказывали Рябинин, Кривополенова [2] и другие, попадавшие к нам с Севера. Голос глуховатый, дикция выразительная. Сказывал он и про «Вильгельма лютого, поганого». Называлось сказание «Беседный наигрыш». За ним шел «Поминный причит» и, наконец, «Небесный вратарь». Последние два были посвящены воинам. Из них мне понравился «Поминный причит». Сказители эти были получившие позднее шумную известность поэты-крестьяне – Есенин и Клюев. Всё, что сказывал...
Входимость: 1. Размер: 38кб.
Часть текста: Попробуем отказаться здесь от привычного поверхностного чтения, задумаемся над значением каждого слова и постараемся понять, что именно говорит нам автор. Начнем с названия поэмы «Мать-Суббота». У нас неделя начинается с рабочего дня – понедельника, но в большинстве европейских стран отсчет ведется с воскресенья. С этой мыслью уже как-то свыклись, и тем более становится недопонятым название. «Суббота или црк. суббота еврейск. по Ветхому Завету, седьмой праздничный день недели (откуда и наш шабаш, шабашить)... Со времен празднования Воскресения Христова, новозаветная суббота обратилась в канун недельного праздника; по церковному счислению она осталась седьмым днем, седмицу начинают воскресеньем, а по гражданскому – шестым, воскресенье же седьмой день, неделю начинают с понедельника». [1] Итак, суббота – венец недели, ее итог. Но ведь именно с нее и начинается следующая неделя, вырастает, как из зернышка колосок. В народе неделя по дням характеризуется так: «Воскресенье – свято, понедельник – черный, вторник – повторник, среда – постница, четверг – перечит, пятница – корячится, суббота – делу почин» (т. 4, с. 352). Суббота – день чудотворный: воскрешение Лазаря Христом по-церковному толкуется как пророчество о будущем воскрешении всех умерших. И не случайно в тексте поэмы есть упоминание о «Субботе Живых». Именно в...
Входимость: 1. Размер: 74кб.
Часть текста: поэт неоднократно выступал с пламенными речами в защиту революционных завоеваний. Эти факты вступили в очевидное противоречие с негативными суждениями о Клюеве некоторых его современников – литераторов Пролеткульта П. Бессалько и В. Князева, рапповских критиков Г. Лелевича и О. Бескина и др. Оппоненты поэта, произвольно толкуя отдельные его стихотворения, изолируя их от его общественной и творческой деятельности в целом, с сектантской нетерпимостью стремились отлучить Клюева от революции. Особенно охотно оперировали они для этой цели его стихами рубежа 1917-1918 годов («Уму – республика, а сердцу – матерь-Русь...», «На божнице табаку осьмина...» и др.), в которых открыто и честно были выражены тогдашние сомнения поэта относительно происходящих социальных перемен. Догматическая критика рассматривала эти произведения в полном отрыве от обстоятельств их создания. Между тем они были написаны, когда Клюев жил на родине, в одной из глухих заонежских деревень,[3] не имея возможности получать надежную и многостороннюю информацию о характере и смысле текущих революционных событий. В конце февраля 1918 года умер отец поэта, а спустя некоторое время Клюев переехал на жительство в Вытегру,[4] где в то время интенсивно шел процесс...
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: рода. Все автографы (инскрипты) поэта написаны образным «клюевским» языком, глубоки по содержанию, а некоторые из них без преувеличения можно назвать стихотворениями в прозе. «Мастером художественного инскрипта» назвал Клюева К. М. Азадовский. С каждым инскриптом, известно, связан определенный период жизни его автора, история взаимоотношений с человеком, к которому обращался он с автографом и, наконец, повод для такого обращения. Но в задачи данного обзора не входит раскрытие всех этих реалий. Цель обзора намного скромнее: показать, к кому обращен инскрипт, на чем он написан, дать его полный текст, указать место его нахождения, сообщить, когда и где он публиковался. Перед нами, конечно, далеко не полный список известных клюевских инскриптов, но многое, повторю, еще предстоит и разыскать. В. И. ЛЕНИНУ. На оттиске цикла стихов «Ленин» из сборника «Песнослов» (кн. 2-я): «Ленину от моржовой поморской зари, от ковриги-матери из русского рая красный словесный гостинец посылаю я – Николай Клюев, а посол мой сопостник и сомысленник Николай Архипов. Декабря тысяча девятьсот двадцать первого года». Хранится в личной библиотеке В. И. Ленина в Московском Кремле. Впервые опубликован в книге-каталоге «Библиотека В. И. Ленина в Кремле» в 1961 г. Неоднократно перепечатывался в ряде работ и изданий В. Я. БРЮСОВУ. Надпись на книге «Сосен перезвон». (1-е изд., 1911 г.): «Валерию Яковлевичу Брюсову – Николай Клюев Андома. Ноябрь 1911 г.». Напечатано в журнале «Русская литература», 1989 г., №3 с 194. (Публикация К. М. Азадовского). Хранится в отделе...