Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "D"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: империи встал вопрос о главном действующем лице российской истории. Клюев отвечал на него однозначно: истинный хозяин земли – крестьянин. Он и главный работник в стране, и носитель великих духовных ценностей. Ему и быть правопреемником дворянства. В этой связи вопрос о крестьянской родословной приобретает принципиальное значение. Клюев доказывает, что это самый древний и, соответственно, самый благородный в России класс. Он создает монументальный образ великой крестьянской родословной. Ее основой становится автобиография поэта. Осознавая обобщающий характер своего «родового древа», он концентрирует внимание не на анкетных данных гражданина Клюева, а на фактах духовной биографии «себя-поэта». Житие Николая Клюева – это целое собрание сочинений в стихах и прозе. Центральной книгой его «мемуаров» стала поэма «Песнь о Великой Матери» (1930-1931 гг.). С древнейших времен Святая Русь была страной многих народов. Духовное родство со всеми российскими племенами Клюев прекрасно осознавал и не раз об этом писал. Сам поэт жил на...
Входимость: 1. Размер: 32кб.
Часть текста: в стране, и носитель великих духовных ценностей. Ему и быть правопреемником дворянства. В этой связи вопрос о крестьянской родословной приобретает принципиальное значение. Клюев доказывает, что это самый древний и соответственно самый благородный в России класс. Он создает монументальный образ великой крестьянской родословной. Ее основой становится автобиография поэта. Осознавая обобщающий характер своего «родового дерева», он делает акцент не на анкетных данных гражданина Клюева, а на фактах духовной биографии русского поэта. Житие Николая Клюева – это целое собрание сочинений в стихах и прозе. Центральной книгой его «мемуаров» стала поэма «Песнь о Великой Матери» (1931 г.). С древнейших времен Святая Русь была страной многих народов. Духовное родство русских со всеми российскими племенами Клюев прекрасно осознавал и не раз об этом писал. Сам поэт жил на территории Европейского Севера, аборигенами которого были финно-угорские народы: саамы (лопари, лапландцы, лопь), вепсы (чудь), коми (зыряне), карелы, ингерманландцы (чухонцы, финны). Родился Николай Алексеевич Клюев на древней вепсской земле в деревне Коштуги Вытегорского уезда Олонецкой губернии. К моменту первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года (Клюеву в то время исполнилось 13 лет) Коштугская волость настолько обрусела, что из 300 человек, считающих себя вепсами, только пятеро указали в качестве родного языка вепсский [13]. Однако финно-угорская культура даже в полностью обрусевших районах Европейского Севера не исчезла, а вошла в состав севернорусской...
Входимость: 1. Размер: 15кб.
Часть текста: например, ему нравились некоторые стихотворения Щербины [2], меевская «Фринэ» [3], был в восторге от Бенедиктова [4]. Близки его сердцу были поэты Серебряного века, не только Блок, но и Бальмонт, не только Анненский, но и Игорь Северянин [5]. Он упивался многими стихотворениями Клюева. Музыкой восторга дышал голос Багрицкого, когда он читал такие строки Клюева: Я надену черную рубаху И вовслед за мутным фонарем По камням двора пойду на плаху С безразлично-ласковым лицом [6]. – Семеночка, вы понимаете, что только большой поэт мог сказать: «С безразлично-ласковым лицом»? Или также гениальная строка: Ангел простых человеческих дел [7]... Свое упоение Багрицкий передал и мне, – так случилось не в первый раз. Мог ли я предвидеть, что познакомлюсь с Клюевым, буду ему читать свои стихи? Это событие (я не оговорился – событие) произошло в 1931-м или 1932-м году. Осип Эмильевич Мандельштам мне сказал, что в Москву из Ленинграда приехал Клюев, снял комнату недалеко от Дома Герцена, где жили тогда Мандельштам и Клычков, что Клычков хочет представить Клюеву Павла Васильева [8], а он, Осип Эмильевич, приведет к Клычкову меня. <...> Когда мы, пересекши двор, пришли к Клычкову, я понял, по устным описаниям, что Клюев у него: в передней висела на вешалке серая поддёвка, вроде армяка, и такая же серая, с отворотами талии щапка, впоследствии в своем каракулевом виде ставшая модной и названная московскими остряками «Иван Гуревич». Двери нам открыла жена Клычкова, молодая (явно моложе мужа), красивая черноволосой монашеской красотой. В светлой, залитой закатным солнцем комнате сидели за столом Павел Васильев, напротив – Клюев в вышитой холщовой рубахе, широплечий, лысый, большелобый, рядом с ним – молодой блондин нашего с Павлом возраста, очень миловидный, несмотря на то, что лицо его портили возрастные прыщи. Он стал у...
Входимость: 1. Размер: 68кб.
Часть текста: его как класса), закрепленная постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года, не могли не сказаться и на положении дел в советской литературе, особенно в «крестьянской». До 1928 года «крестьянская» литература группировалась главным образом вокруг Всероссийского Союза (позднее – Общества) крестьянских писателей (ВОКП), возглавлявшегося Г. Д. Деевым-Хомяковским. Это была организация более просветительская, чем творческая, продолжавшая традиции Суриковского кружка (то есть ориентацию на «самородков» и «самоучек»); крупных дарований в ее недрах не вызрело. Но уже в конце 1927 года – в связи с начавшимся наступлением на «старую» деревню – наметился пересмотр «крестьянской» платформы ВОКП: Дееву-Хомяковскому пришлось уйти. 1928 год – переломный в развитии «крестьянской» литературы. На пленуме Центрального Совета ВОКП, состоявшемся в мае 1928 года, говорилось, что «крестьянский писатель, осознавший себя в области идеологии до конца, должен становиться и неизбежно становится пролетарским писателем деревни». В июне 1929 года был созван I Всероссийский съезд крестьянских писателей, прошедший под лозунгами: 1. Очистить себя от негодного балласта и привлечь новые творческие силы, 2. Развернуть активную творческую борьбу против кулацкой идеологии в литературе, 3. Развить массовую работу среди творческого молодняка крестьянских писателей. С докладом «Крестьянская литература и генеральная линия партии» выступил на съезде А. В. Луначарский. «... Нам нужен особый крестьянский писатель, – говорил нарком просвещения, – идеологические устремления и политическая программа которого были бы...
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: знать в стихотворении «Путешествие» (№233), где поэт рассказывает о странствии своей души по «далям тела». Путешествие «Я здесь, – ответило мне тело, – Ладони, бедра, голова, – Моей страны осиротелой Материки и острова. И, парус солнечный завидя, Возликовало Сердце – мыс: «В моем лазоревом Мадриде Цветут миндаль и кипарис». Аорты устьем красноводным Плывет Владычная Ладья; Во мгле, по выступам бесплодным Мерцают мхи да ягеля. Вот остров Печень. Небесами Над ним раскинулся Крестец. В долинах с желчными лугами Отары пожранных овец. На деревах тетерки, куры, И души проса, пухлых реп. Там солнце – пуп, и воздух бурый К лучам бесчувственен и слеп. Но дальше путь, за круг полярный, В края Желудка и Кишок, Где полыхает ад угарный Из огнедышащих молок. Где салотопни и толкуши, Дубильни, свалки нечистот, И населяет гребни суши Крылатый, яростный народ. О, плотяные Печенеги, Не ваш я гость! Плыви, ладья, К материку любви и неги, Чей берег ладан и кутья! Лобок – сжигающий Марокко, Где под смоковницей фонтан Мурлычет песенку востока Про Магометов караван. Как звездотечностью пустыни Везли семь солнц – пророка жен – От младшей Евы, в Месяц Скиний, Род человеческий рожден. Здесь Зороастр, Христос и Брама Вспахали ниву ярых уд, И ядра – два подземных храма Их плуг алмазный стерегут. Но и для солнечного мага Сокрыта тайна алтарем... Вздыхает судоржно бумага Под ясновидящим пером. И возвратясь из далей тела, Душа, как ласточка в прилет, В созвучий домик опустелый Пушинку первую несет. С удивлением мы видим, что члены тела выступают здесь как части...