Поиск по творчеству и критике
Cлова начинающиеся на букву "E"
Список лучших слов
Несколько случайно найденных страниц
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Часть текста: Поэтика Клюева – «крестьянского поэта», младшего современника и активного корреспондента Ал. Блока – до сих пор исследована очень поверхностно. Между тем, анализ этой поэтики весьма существен как для решения ряда общих проблем символистской «картины мира», так и для определения художественного метода Клюева. Как необузданно ни прихотлив и ни неожидан поэтический язык Клюева, нас все же не может не удивить система образов, которыми он пользуется, чтобы запечатлеть действующих лиц своих произведений, реальных и вымышленных, а чаще всего самого себя. Наиболее отчетливо эта образная «дикость» дает себя знать в стихотворении «Путешествие» (№233), где поэт рассказывает о странствии своей души по «далям тела». Путешествие «Я здесь, – ответило мне тело, – Ладони, бедра, голова, – Моей страны осиротелой Материки и острова. И, парус солнечный завидя, Возликовало Сердце – мыс: «В моем лазоревом Мадриде Цветут миндаль и кипарис». Аорты устьем красноводным Плывет Владычная Ладья; Во мгле, по выступам бесплодным Мерцают мхи да ягеля. Вот остров Печень. Небесами Над ним раскинулся Крестец. В долинах с желчными лугами Отары пожранных овец. На деревах тетерки, куры, И души проса, пухлых реп. Там солнце – пуп, и воздух бурый К лучам бесчувственен и слеп. Но дальше путь, за круг полярный, В края Желудка и Кишок, Где полыхает ад угарный Из огнедышащих молок. Где салотопни и толкуши, Дубильни, свалки нечистот, И населяет гребни суши Крылатый, яростный народ. О, плотяные Печенеги, Не ваш я гость! Плыви, ладья, К материку любви и неги, Чей берег ладан и кутья! Лобок – сжигающий Марокко, Где под смоковницей фонтан Мурлычет песенку востока Про Магометов караван. Как звездотечностью...
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: («Осенние сумерки – шуба...», 1916или 1918). О перевозчике Луке сказано: «Молод я и телом зноен, / Бел, как пена на реке» («Темной ночью сердцу больно...», 1907). «Отрочьи губы» и «юноши пятка» ценнее для лирического героя, чем новая, заводская Россия («Братья, мы забыли подснежник...», 1919). Эрос в лирике Клюева имеет свой запах; юноша, например, источает запахи имбиря и мяты («Запах имбиря и мяты...», 1921). В невероятных сюжетах переданы эротическая привлекательность отрока и желания лирического героя. Например, в одном из стихотворений «Спаса» лирический герой представал льном, из которого сошьют порты «мальцу Ерёме»: Будет малец Ерёма, Как олень, белоног, По опушку – истома После – сладкий горох. Волосок подколенный, Крестцовой, паховой, До одежды нетленной Обручатся со мной («Вышел лен из мочища...», между 1916 и 1918). В юношах Клюев примечал пригожесть. Он писал В. С. Миролюбову о том, что молодой новокрестьянский поэт А. Ширяевец «молоденький и собой пригожий» [Письмо от ноября-декабря 1914 г. Переписка Н. Клюева с А. Ширяевцем: DeVisu. 1993.№З. С. 12]. Он поэтизировал портретные черты отроков. Например, зубы сравниваются с берестой («Погорельщина»). Е. И. Маркова обратила внимание на...